?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Китайская компания «SunTech Power Holdings», выпускающая солнечные панели, обанкротилась 15 марта 2013 года. До этого дня компания была крупнейшим в мире производителем солнечных батарей. Тем не менее, Китай все еще первый в мире производитель фотоэлементов, и сейчас становится крупнейшим рынком их сбыта. И в то же время - для производителей солнечных панелей сейчас не лучшие времена: на лицо кризис перепроизводства.

Чтобы лучше понять сегодняшнюю ситуацию в индустрии - имеет смысл послушать Уоррена Баффета. В 1999 году он рассуждал о пузыре доткомов, сравнивая их с динамикой развития других секторов экономики в более ранние исторические эпохи:

[Spoiler (click to open)]
«Было бы полезно вернуться в прошлое и взглянуть на отрасли, изменившие экономику в 20 столетии: автомобили и авиация. Сначала автомобили. Передо мной одна из 70 страниц списка производителей машин и грузовиков, которые работали в США в 30х годах. Среди них есть производители из Беркшира и Омахи. Всего же их столько, что хватило бы на телефонный справочник. В общей сложности набирается не меньше 2 тысяч производителей в отрасли, которая оказала невероятное воздействие на жизнь людей. Если бы на заре развития автомобилестроения вы могли предвидеть, какой спрос будет на автомобили в будущие годы - вы бы сказали: «Вот она, дорога к богатству!». К чему же мы пришли к 1990-ым годам?

В результате ожесточенной и не прекращающейся внутренней конкуренции в США осталось всего три автопроизводителя.

Самолеты были еще одной находкой для бизнеса первой четверти прошлого века. Блестящее будущее этой отрасли было столь очевидно, что у инвесторов аж слюнки текли. Я проверил данные об американских производителях самолетов и обнаружил, что в 1919-1939 годах существовало около 300 компаний.. В то время производство самолетов было чем-то сродни сегодняшней Силиконовой долине. Самолеты выпускались даже в Небраске и Омахе. Сегодняшних производителей можно сосчитать на пальцах одной руки.

Перейдем к авиакомпаниям. Вот список из 129 компаний, которые разорились в последние 20 лет. «Continental» обанкротилась даже дважды. По состоянию на 1992 год общий доход с начала функционирования регулярной авиации всеми авиалиниями США, равнялся нулю, абсолютному нулю».

Это значит, что индустрия может стремительно вырасти в течение десятилетий и изменить мир. Но для большинства игроков дело при этом окончится плачевно. Вспомните, например, сколько интернет-компаний разорились за последние 15 лет, хотя количество пользователей росло в геометрической прогрессии.

В отраслях идут слияния, и появляются лидеры. Средняя же компания в бурно растущей отрасли скорее всего обречена на проигрыш. Но для потребителей - это скорее благо. Ожесточенная конкуренция снижает цены и способствует инновациям.

Банкротство «SunTech»  - плохая новость для инвесторов компании и ее сотрудников, но она вовсе не означает, что индустрия производства солнечных установок в кризисе, или у нее нет будущего. На самом деле будущее солнечной энергетики - блестящее. Поэтому множество компаний бросились в этот сектор, что в итоге вызвало перепроизводство.


Пройдут годы, сектор пройдет через текущую фазу, как в свое время прошли и автопроизводители, и производители самолетов, и авиакомпании. А пока мы еще не раз станем свидетелями ценовых сражений и громких банкротств.

Поэтому вопрос о том, стоит ли инвесторам и предпринимателям ввязываться в конкурентную борьбу на новом растущем рынке - всегда остается открытым, и однозначного ответа на него не существует. Однако в случае проигрыша - не вините себя слишком строго - ибо проигрыш на этом поле - явление рядовое, какими радужными не казались бы перспективы на старте.

Если у вас есть свои соображения на этот счет - не стесняйтесь высказывать их в комментариях )






За основу взята статья: http://www.treehugger.com/economics/worlds-largest-solar-panel-maker-suntech-declares-bankruptcy.html

Latest Month

March 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner